РД-180. Проклятье России или ее заслуга?

Непосвященные удивляются: отчего так много шума вокруг «обычного» двухкомпонентного двигателя, в чем его уникальность? 180 модель представляет собой агрегат так называемого закрытого цикла: в нем газ, выходящий из турбины, дополнительно дожигается, увеличивая энергию выхлопа. В остальном это классический двигатель на основе керосина и жидкого кислорода, модификация ранее созданного РД-170.

Конструкция получилась настолько удачной, что даже США используют его в своих системах. Самая главная проблема заключается вовсе не в том, что после ухудшения политической обстановки по линии Штаты-Россия прекратятся поставки РД-180 американцам. Она связана с невозможностью использовать разработку в отечественных ракетах.

Подходящих для монтажа агрегата систем у россиян нет. Тем не менее, именно этот агрегат разгонял знаменитую «Энергию» (аналог шаттла советского образца, уникальный ракетоплан «Буран»). Он же использовался Украиной в ракетах «Зенит», которые днепропетровский «Южмаш» производил еще недавно.

В упрощенном восприятии РД-180 является усеченным РД-170, у которого «отпилили» 2 камеры сгорания из 4. Но и его пристроить некуда, поэтому продолжается «модернизация»: хотят оставить одну камеру, присвоив индекс РД-181/193.

Почему модель стала использоваться в штатовских ракетных комплексах? Да потому, что NASA был нужен мощный и надежный двигатель. Этим требованиям РД-180 вполне соответствует. Его только переделали под местное топливо и внесли ряд доработок. А в свете санкций и охлаждения отношений в ближайшее время планируется заменить российский агрегат на собственный.

Но что же с применением в России? Долгожданный проект «Русь-М» закрыт сразу же после начала запуска. «Ангара», где планировалось использовать «половинные» РД-180, также не особенно развивается. До сих пор выходы в космос осуществляются с помощью древних ракет «Союз» и «Протон». Да, их дорабатывают, усовершенствуют, но, по сути, они так и остаются двигателями 50-60 годов прошлого века. Вот и получается, что применить мощный агрегат в России негде.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Комментарии
  1. Стрелец

    Ребята, хватит ныть. Читайте больше реальной информации от производителей, а не перепечаток в фейсбуках, инсинуаций на форумах и в вбросов в твиттерах.
    НИРы по Русь-М, Фениксу и т.д. давно закончены. Есть проект создания универсальной РН среднего класса – Союз-5. В ней и используются те самые РД-171 которые использовались в проектах “Энергия” и “Зенит” – естественно усовершенствованные и модифицированные – РД-171МВ. Двигатель уже разработан и отправлен на огневые испытания. Рабочие комплекты для летных испытаний РН будут готовы в 2020 году, а 2021 – к летным испытаниям. Касательно РД-180/181 – есть соображения производство их не прекращать, а использовать в перспективных многоразовых РН. Поскольку вся линейка РД-170/171/180/181 рассчитана, как минимум, на десятикратное использование.

Добавить комментарий