Нужно ли возвращать северные земли Казахстана. Сто «за» и столько же «против»
Речь идет о регионе, объединяющем Северо-Казахстанскую, Костанайскую, Павлодарскую и Акмолинскую области. Ну и бывшую столицу соседней республики – Астану, недавно в очередной раз переименованную в Нур-Султан, в честь бывшего президента.
Климат здесь, вопреки ожиданиям, не сахар: летом – нестерпимо жарко, зимой же – морозы почти как в Сибири. Местность смешанная: есть лесостепи, отдельные леса, совсем, как в России – хвойные и березовые. Так что, можно сказать, здесь «истинно русский пейзаж».
Касательно «коренного» населения. Казахи здесь жили издавна, но кочевали то туда, то сюда. Скотоводам степь была нужна, как пастбище: закончился корм для лошадей здесь, переместились в другое место. Еще в начале прошлого столетия казахов в данном регионе было немного. Приток наметился в 90, когда рухнул СССР.
В настоящий момент соотношение казахов и русских примерно 50/50. Если приводить статистику, то первых – 1,8 миллиона, вторых – 1,3. Кому же отдать в таком случае регион? Правильно – казахам. Но только они сюда не особенно стремились до тех пор, пока Назарбаев не перенес столицу из Алма-Аты в Астану.
Конечно, в небольшом количестве присутствовали также украинцы, татары, мордва, немцы, поляки. Со временем они большей частью ассимилировались с русскими. Если кто-то из диванных экспертов захочет сравнить Северный Казахстан с Крымом, то аналогии не уместны. Здесь политических интересов у России нет: обычная степь, без выходов к морю или наличия стратегических запасов ресурсов. Скорее – сфера взаимовыгодного сотрудничества, общих интересов между РФ и Казахстаном.
При желании в регионе можно добывать полезные ископаемые, вести торговлю или развивать туристический бизнес. Поэтому сейчас граница размыта, россияне и казахи свободно ездят друг к другу в гости, общаются.